КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ МКДОУ
«Кортузский детский сад»
Педсовет
Форма проведения: круглый стол.
Тема: «Формирование звуковой культуры речи детей в процессе учебной деятельности». МКДОУ Кортузский детский сад
Заведующий ДОУ: Яхно Н. П.
2012год
Тема: «Формирование звуковой культуры речи детей в процессе учебной деятельности». Сроки проведения: 20 ноября 2012 год.
Цель: обобщить систему работы и определение перспективы деятельности педагогического коллектива по речевому развитию.
Подготовка к педсовету:
1.Открытые просмотры занятий по развитию речи: младшая группа Ширяева О.Л. старшая группа Аксёнова В. Е.
2.Тематическая проверка по теме: «Состояние воспитательной работы по развитию речи детей дошкольного возраста».
3.Информационные стенды для родителей: «Ваш ребёнок не говорит?», «Речь детей 2-3 года». «Обучение детей связной речью».
4.Анкетирование родителей «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста».
План проведения педсовета:
1часть. Вступительное слово заведующей ДОУ о значении поставленной проблемы.
Итоги выполнения рекомендаций предыдущего педсовета. Итоги тематической проверки по теме педсовета.
Ответственный: Яхно Н. П.
2часть. Теоретическая. Консультация для педагогов «Культура поведения ребёнка и звуковая культура речи»
Ответственный: Яхно Н. П.
3 часть. Практическая. Практикум для педагогов «Артикуляционная гимнастика в режиме дня». Ответственный: Ширяева О. Л.
4 часть. Дискуссионная. «Речевой этикет воспитателя ДОУ», деловая игра «Проанализировать диалог». Ответственный: Аксёнова В. Е.
Анализ анкетирования родителей по теме педсовета Ответственный: Воспитатели
5часть. Обсуждение проекта решения педагогического совета.
1 ЧАСТЬ. Вступительное слово заведующей ДОУ о значении поставленной проблемы. Итоги выполнения рекомендаций предыдущего педсовета.
Итоги тематической проверки по теме педсовета.
Культура речи – это умение правильно, т.е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учётом цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами. Звуковая культура речи – составная часть речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно и включает в себя: формирование чёткой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, формирование правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности. Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребёнка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, и как следствие – неуспеваемость в школе. Особенно важно чистое звукопроизношение, так как правильно слышимый и произносимый звук – основа обучения грамоте, правильной письменной речи. Проблема звукопроизношения у детей имеет место в нашем детском саду и поэтому эту проблему следует решать нам в детском саду и совместно с родителями.
2ЧАСТЬ. Теоретическая. Консультация для педагогов «Культура поведения ребёнка и звуковая культура речи»
Культуру поведения ребёнка можно определить, как совокупность
полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.
Культура деятельности – проявляется в поведении ребенка на занятиях, в
играх, во время выполнения трудовых поручений.
Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет, привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.
Важный показатель культуры деятельности – естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умению дорожить временем. Ребенок учится регулировать свою деятельность в отдых, быстро и организованно выполнять гигиенические процедуры. Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры
поведения. Необходимость опрятности, содержания в частоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течении всей его последующей жизни.
Культура общения – предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.
Культура общения предполагает не только делать нужным образом, но и
воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов. Ребенка надо учить замечать состояния других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке, такое поведение становится недопустимым, т.е. поступать, руководясь чувством уважения к окружающим в сочетании с простой естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребенка, как общительность.
Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.
Звуковая культура речи же является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр. Нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды — неотъемлемые условия своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи.
Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям:
1) развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты — фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи);
2) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и т. д.).
Работа по воспитанию звуковой культуры речи осуществляется систематически на специальных речевых занятиях, но она может входить и в содержание других занятий. Например, при согласовании с музыкальным работником в процессе прослушивания музыки, во время пения, выполнения музыкально-ритмических движений решается одновременно и ряд задач, направленных на развитие речевого дыхания, слухового внимания, голоса, темпа речи и др.
Утренняя речевая гимнастика, прогулки, приход и уход детей домой также используются педагогом для воспитания звуковой культуры речи. Так, во время утренней речевой гимнастики можно потренировать артикуляционный аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука; на прогулке и в другие режимные моменты — поупражнять отдельных детей в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности. В вечерние часы организуются индивидуальные и групповые подвижные, хоровые, речевые дидактические игры, например, с целью закрепления правильного произношения звуков, тренировки детей в длительном выдохе воздуха через рот. Работа вне занятий может быть организована с подгруппой детей, а также в индивидуальном порядке. Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи. Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком, организация и проведение речевых игр — все это залог успешного формирования правильной устной речи детей.
Проведение дидактических игр (хороводных, подвижных (с произнесением слов), сюжетно-ролевых, словесных), а также использование разнообразного речевого материала (звукоподражательных слов, потешек, поговорок, половиц, чистоговорок, скороговорок, стихотворений, небольших сказок, рассказов, специальных игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания, артикуляционного и голосового аппаратов) сопровождается показом наглядного материала: предметных и сюжетных картинок, игрушек, муляжей, настольных игр, кинофильмов, диапозитивов, диафильмов и т. д.
Работа по воспитанию звуковой культуры речи в детском саду тесно связана с формированием словаря (активного и пассивного), грамматического строя, связной речи, с решением задач подготовки детей к школе (овладение чтением и письмом). Заведующий ДОУ: Яхно Н. П.
3ЧАСТЬ. Практическая. Практикум для педагогов «Артикуляционная гимнастика в режиме дня».
Чтобы малыш научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить четко и правильно, без помощи специалиста.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься логопед; их мышцы будут уже подготовлены.
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем- и детям и взрослым- научиться говорить правильно, четко и красиво.
Сначала надо познакомить ребенка с основными положениями губ и языка с помощью веселых историй о ЯЗЫЧКЕ, где используются все необходимые упражнения.
СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ
Жил-был Веселый Язычок в своем домике. Догадайся, что это за домик.
В домике этом красные двери,
Рядом с дверями белые звери,
Любят зверушки конфеты и плюшки.
Правильно, этот домик – рот. Двери в домике то открываются, то закрываются (Рот открыт, рот закрыт). Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык). Вот он
вышел погреться на солнышке (Упражнение «Лопатка»). Подул легкий ветерок, Язычок поежился (Упражнение «Иголочка»), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть. А на дворе солнце спряталось за тучки, и забарабанил по крыше дождь (язычком стучим по зубам и произносим «д-д-д»). Язычок не скучал дома, напоил котенка молоком (водим языком по верхней губе сверху вниз, рот открыт). Язычок посмотрел на часы, они тикали «тик-так» (Упражнение «Часики»). «Пора мне спать» - подумал Язычок и заснул (Упражнение «Птенчики»)
Предлагайте ребенку разные варианты сказок.
ЕЩЕ ОДНА СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ
Рот-домик, губы – двери. А кто живет в домике?
А в домике живет дружок, живет веселый Язычок.
Ох, и шустрый он мальчишка, и немножко шалунишка. (Упражнение «Иголочка»)
Наш веселый Язычок повернулся на бочок,
Смотрит влево. Смотрит вправо…А потом опять вперед.
И немного отдохнет (Упражнение «Часики», «Змейка»).
Приоткрыл Язык окно, а на улице тепло.
Язычок наш потянулся, широко нам улыбнулся,
А потом пошел гулять, на крылечке загорать (Упражнение «Улыбка», «Иголочка»).
На крылечке полежал, на качели побежал.
Вверх взлетел он смело, но пора за дело (Упражнение «Качели», «Лопатка»)
Поспешил к себе во двор, чтобы починит забор.
Быстро взялся он за дело и работа закипела. (Упражнение «Заборчик»).
Вот и баки с краской рядом, обновить заборчик надо.
Стала кисточка плясать, наш заборчик не узнать (Упражнение «Маляр»).
Скрылось солнце за горой, Язычок пошел домой.
Дверь он запер на замок, лег в кроватку и умолк. (Упражнение «Горка», «Лопатка»)
СКАЗКА «ЗООПАРК»
Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с Язычком отправились в зоопарк и мы: будем изображать всех животных, которых Язычок увидел. Вот пришел Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был… бегемот.
Рот пошире открываем, в бегемотиков играем;
Широко раскроем ротик, как голодный бегемот.
Закрывать его нельзя, до пяти считаю я.
А потом закроем рот - отдыхает бегемот.
Посмотрел Язычок на бегемотика и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-ква-ква. Это были… Правильно, лягушки. Давай изобразим, как лягушки улыбались.
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки-
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем – перестанем
И нисколько не устанем.
Идет Язычок дальше. А кто же это такой большой с длинным носом?.. Да это же слон! Давай покажем, какой длинный у слона хобот.
Буду подражать слону!
Губы «хоботом» тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Полюбовался Язычок слоном и пошел к другой клетке. А там вроде никого нет, только длинный шланг лежит посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Язычок увидел, что это… змея. Давай изобразим ее.
Подражаем мы змее,
С ней мы будем наравне:
Высунем язык и спрячем,
Только так , а не иначе.
Понаблюдал Язычок за змейкой и пошел дальше. Видит лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться. Сел Язычок на лошадку, крикнул НО!» и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке.
Я - веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко-
Стук копыт услышишь звонкий.
Покатался Язычок и вдруг подумал, а не пора ли ему домой? Посмотрел на часики, надо узнать который час. Покажи, как работают часики.
Тик-так, тик-так,
Язычок качался так.
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов? (Упражнение « Часики»)
К сожалению, пора домой. Купил Язычок несколько шариков в подарок маме и стал их надувать, Но некоторые из них лопались. Покажи, как Язычок надувал шарики. Надуть одну щеку - сдуть. Затем другую.
Я надул воздушный шарик.
Укусил его комарик.
Лопнул шарик, не беда!
Новый шар надую я!
«До свиданья, зоопарк!» - сказал Язычок и веселый пошел домой.
После выполнения данного цикла можно предложить детям найти обитателей зоопарка , которые спрятались в звуках: А-у, И-и-а, Э-а, И-э, У-и, Я-и. И словах: ту… (дополни слово), ут…, ар…, ик… , э… Ребенок повторяет артикуляционные упражнения, но уже осознанно вставляя их при произнесении звукосочетаний и слов.
Вот так весело играя с детьми, мы заставляем язычок и губы работать, выполняя различные известные упражнения. Тем самым тренируем их, создавая предпосылки для выработки хорошей, правильной дикции. Воспитатель: Ширяева О. Л. 4ЧАСТЬ. Дискуссионная. Консультация для педагогов: «Речевой этикет воспитателя ДОУ». Воспитатель: Аксёнова В. Е. Деловая игра «Проанализировать диалог двух знакомых, случайно встретившихся на улице; найти ошибки и исправить их» -Привет! Слушай, была счас в магазине, там портфели продают. Ты искала, кажись. -Я была в этом магазине, мне там не понравились. В «Юности» красившее. И продавцы лучше: мне не понравился один, она мне другой предложила. Правда, одна в очереди как начала торопить, чтобы быстрей выбирала. -А на рынок не заходила? -Была. Купила несколько килограмм помидор, яблоков, груш, баклажан. - Ой, зайдём сюда, выпьем соку. Ты какой будешь? -Сливовый. -А я, пожалуй, чёрный кофе попрошу. Анализ анкетирования родителей по теме педсовета Ответственный: Воспитатели
Культуру поведения ребёнка можно определить, как совокупность
полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.
Культура деятельности – проявляется в поведении ребенка на занятиях, в
играх, во время выполнения трудовых поручений.
Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет, привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.
Важный показатель культуры деятельности – естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умению дорожить временем. Ребенок учится регулировать свою деятельность в отдых, быстро и организованно выполнять гигиенические процедуры. Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры
поведения. Необходимость опрятности, содержания в частоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течении всей его последующей жизни.
Культура общения – предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.
Культура общения предполагает не только делать нужным образом, но и
воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов. Ребенка надо учить замечать состояния других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке, такое поведение становится недопустимым, т.е. поступать, руководясь чувством уважения к окружающим в сочетании с простой естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребенка, как общительность.
Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.
Звуковая культура речи же является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр. Нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды — неотъемлемые условия своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи.
Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям:
1) развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты — фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи);
2) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и т. д.).
Работа по воспитанию звуковой культуры речи осуществляется систематически на специальных речевых занятиях, но она может входить и в содержание других занятий. Например, при согласовании с музыкальным работником в процессе прослушивания музыки, во время пения, выполнения музыкально-ритмических движений решается одновременно и ряд задач, направленных на развитие речевого дыхания, слухового внимания, голоса, темпа речи и др.
Утренняя речевая гимнастика, прогулки, приход и уход детей домой также используются педагогом для воспитания звуковой культуры речи. Так, во время утренней речевой гимнастики можно потренировать артикуляционный аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука; на прогулке и в другие режимные моменты — поупражнять отдельных детей в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности. В вечерние часы организуются индивидуальные и групповые подвижные, хоровые, речевые дидактические игры, например, с целью закрепления правильного произношения звуков, тренировки детей в длительном выдохе воздуха через рот. Работа вне занятий может быть организована с подгруппой детей, а также в индивидуальном порядке. Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи. Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком, организация и проведение речевых игр — все это залог успешного формирования правильной устной речи детей.
Проведение дидактических игр (хороводных, подвижных (с произнесением слов), сюжетно-ролевых, словесных), а также использование разнообразного речевого материала (звукоподражательных слов, потешек, поговорок, половиц, чистоговорок, скороговорок, стихотворений, небольших сказок, рассказов, специальных игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания, артикуляционного и голосового аппаратов) сопровождается показом наглядного материала: предметных и сюжетных картинок, игрушек, муляжей, настольных игр, кинофильмов, диапозитивов, диафильмов и т. д.
Работа по воспитанию звуковой культуры речи в детском саду тесно связана с формированием словаря (активного и пассивного), грамматического строя, связной речи, с решением задач подготовки детей к школе (овладение чтением и письмом). Заведующий ДОУ: Яхно Н. П.
3ЧАСТЬ. Практическая. Практикум для педагогов «Артикуляционная гимнастика в режиме дня».
Чтобы малыш научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить четко и правильно, без помощи специалиста.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься логопед; их мышцы будут уже подготовлены.
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем- и детям и взрослым- научиться говорить правильно, четко и красиво.
Сначала надо познакомить ребенка с основными положениями губ и языка с помощью веселых историй о ЯЗЫЧКЕ, где используются все необходимые упражнения.
СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ
Жил-был Веселый Язычок в своем домике. Догадайся, что это за домик.
В домике этом красные двери,
Рядом с дверями белые звери,
Любят зверушки конфеты и плюшки.
Правильно, этот домик – рот. Двери в домике то открываются, то закрываются (Рот открыт, рот закрыт). Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык). Вот он
вышел погреться на солнышке (Упражнение «Лопатка»). Подул легкий ветерок, Язычок поежился (Упражнение «Иголочка»), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть. А на дворе солнце спряталось за тучки, и забарабанил по крыше дождь (язычком стучим по зубам и произносим «д-д-д»). Язычок не скучал дома, напоил котенка молоком (водим языком по верхней губе сверху вниз, рот открыт). Язычок посмотрел на часы, они тикали «тик-так» (Упражнение «Часики»). «Пора мне спать» - подумал Язычок и заснул (Упражнение «Птенчики»)
Предлагайте ребенку разные варианты сказок.
ЕЩЕ ОДНА СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ
Рот-домик, губы – двери. А кто живет в домике?
А в домике живет дружок, живет веселый Язычок.
Ох, и шустрый он мальчишка, и немножко шалунишка. (Упражнение «Иголочка»)
Наш веселый Язычок повернулся на бочок,
Смотрит влево. Смотрит вправо…А потом опять вперед.
И немного отдохнет (Упражнение «Часики», «Змейка»).
Приоткрыл Язык окно, а на улице тепло.
Язычок наш потянулся, широко нам улыбнулся,
А потом пошел гулять, на крылечке загорать (Упражнение «Улыбка», «Иголочка»).
На крылечке полежал, на качели побежал.
Вверх взлетел он смело, но пора за дело (Упражнение «Качели», «Лопатка»)
Поспешил к себе во двор, чтобы починит забор.
Быстро взялся он за дело и работа закипела. (Упражнение «Заборчик»).
Вот и баки с краской рядом, обновить заборчик надо.
Стала кисточка плясать, наш заборчик не узнать (Упражнение «Маляр»).
Скрылось солнце за горой, Язычок пошел домой.
Дверь он запер на замок, лег в кроватку и умолк. (Упражнение «Горка», «Лопатка»)
СКАЗКА «ЗООПАРК»
Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с Язычком отправились в зоопарк и мы: будем изображать всех животных, которых Язычок увидел. Вот пришел Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был… бегемот.
Рот пошире открываем, в бегемотиков играем;
Широко раскроем ротик, как голодный бегемот.
Закрывать его нельзя, до пяти считаю я.
А потом закроем рот - отдыхает бегемот.
Посмотрел Язычок на бегемотика и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-ква-ква. Это были… Правильно, лягушки. Давай изобразим, как лягушки улыбались.
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки-
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем – перестанем
И нисколько не устанем.
Идет Язычок дальше. А кто же это такой большой с длинным носом?.. Да это же слон! Давай покажем, какой длинный у слона хобот.
Буду подражать слону!
Губы «хоботом» тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Полюбовался Язычок слоном и пошел к другой клетке. А там вроде никого нет, только длинный шланг лежит посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Язычок увидел, что это… змея. Давай изобразим ее.
Подражаем мы змее,
С ней мы будем наравне:
Высунем язык и спрячем,
Только так , а не иначе.
Понаблюдал Язычок за змейкой и пошел дальше. Видит лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться. Сел Язычок на лошадку, крикнул НО!» и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке.
Я - веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко-
Стук копыт услышишь звонкий.
Покатался Язычок и вдруг подумал, а не пора ли ему домой? Посмотрел на часики, надо узнать который час. Покажи, как работают часики.
Тик-так, тик-так,
Язычок качался так.
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов? (Упражнение « Часики»)
К сожалению, пора домой. Купил Язычок несколько шариков в подарок маме и стал их надувать, Но некоторые из них лопались. Покажи, как Язычок надувал шарики. Надуть одну щеку - сдуть. Затем другую.
Я надул воздушный шарик.
Укусил его комарик.
Лопнул шарик, не беда!
Новый шар надую я!
«До свиданья, зоопарк!» - сказал Язычок и веселый пошел домой.
После выполнения данного цикла можно предложить детям найти обитателей зоопарка , которые спрятались в звуках: А-у, И-и-а, Э-а, И-э, У-и, Я-и. И словах: ту… (дополни слово), ут…, ар…, ик… , э… Ребенок повторяет артикуляционные упражнения, но уже осознанно вставляя их при произнесении звукосочетаний и слов.
Вот так весело играя с детьми, мы заставляем язычок и губы работать, выполняя различные известные упражнения. Тем самым тренируем их, создавая предпосылки для выработки хорошей, правильной дикции. Воспитатель: Ширяева О. Л. 4ЧАСТЬ. Дискуссионная. Консультация для педагогов: «Речевой этикет воспитателя ДОУ». Воспитатель: Аксёнова В. Е. Деловая игра «Проанализировать диалог двух знакомых, случайно встретившихся на улице; найти ошибки и исправить их» -Привет! Слушай, была счас в магазине, там портфели продают. Ты искала, кажись. -Я была в этом магазине, мне там не понравились. В «Юности» красившее. И продавцы лучше: мне не понравился один, она мне другой предложила. Правда, одна в очереди как начала торопить, чтобы быстрей выбирала. -А на рынок не заходила? -Была. Купила несколько килограмм помидор, яблоков, груш, баклажан. - Ой, зайдём сюда, выпьем соку. Ты какой будешь? -Сливовый. -А я, пожалуй, чёрный кофе попрошу. Анализ анкетирования родителей по теме педсовета Ответственный: Воспитатели
5ЧАСТЬ. Обсуждение проекта решения педагогического совета.
1. Продолжать совершенствовать работу по развитию речи детей. Ответственные: воспитатели. Срок: в течение года.
2. Оформить тематические выставки в группах по известным сказка, авторским произведениям. Ответственные: воспитатели. Срок: до 20.11.2012г.
3. Систематизировать и оформить в виде картотеки речевой материал (комплексы артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, чистоговорки, потешки, загадки). Ответственные: воспитатели. Срок: до 20.03.2013г.
4. Отслеживать динамику звукового произношения детей во всех группах (начало и конец года). Ответственные: воспитатели. Срок: сентябрь, май.
5. Особое внимание уделять словарной работе вне занятий, максимально используя дидактические игры, логические упражнения, лингвистические загадки, пословицы, скороговорки. Ответственные: воспитатели. Срок: в течение года.
6. Вовлечь родителей в решение проблемы речевого развития. Ответственные: воспитатели. Срок: в течение года.
Вывод: Проведён глубокий анализ состояния и возможностей по внедрению дифференцированных занятий, в ходе чего сделаны следующие выводы – необходимо повышать уровень работы по внедрению разноуровневых занятий по развитию речи, формированию звуковой культуры речи и правильного произношения, создать методическую базу для проведения таких занятий. В течение учебного года коллектив детского сада будет работать над этими проблемами и результатом работы станет - обновление методических пособий по развитию речи, формированию звуковой культуры речи и правильного произношения, создание картотеки игр по развитию речи для каждой возрастной группы, разработают и обновят дидактические игры по данной теме, где особое место будет уделено как и индивидуальной работе с детьми, так присутствие в режимных моментах ежедневно, например – утро: беседа с детьми, первая прогулка: наблюдение, активизация словаря, индивидуальная работа по произношению звуков, после сна: разучивание стихотворения, вечер: дидактическая игра по развитию речи и т.д. Также подобрали систему диагностики для определения уровня усвоения детьми программных задач по развитию речи, формированию звуковой культуры речи и правильного произношения. Что позволило производить планирование разноуровневых занятий с детьми дошкольного возраста. Также в детском саду в течение года следует проводить работу с родителями по развитию речи, формированию звуковой культуры речи и правильного произношения. Провели в младшей группе собрание с консультацией по данной теме, оформляли стенды, различные папки - раскладушки и индивидуальные беседы. Решение задач по развитию речи, формированию звуковой культуры речи и правильного произношения происходит в систематическом режиме, это касается и занятий и режимных моментов. Созданные в саду условия позволяют педагогам ежедневно решать эту проблему развития правильной речи у детей дошкольного возраста.