Коллектив детского сада внедряет в работу представленные программой новые научно обоснованные содержания по экологическому, социальному, познавательному, эстетическому развитию. Основой, которой является создание предметно – развивающей среды. Основная цель работы – развивающая функция всех видов деятельности детей. Все задачи основаны на дидактическом принципе – правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Таким образом, развитие в рамках программы детского сада выступает как важнейший результат успешности воспитания и обучения. Вся деятельность педагогического коллектива направлена на выполнение следующих целей:
1. создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;
2. формирование основ базовой культуры личности;
3. всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Все эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, двигательной, художественно – эстетической, элементарно – трудовой. Отойдя от стандарта обязательности усвоения знаний фронтального проведения занятий, педагоги используют комплексное обучение, которое дает возможность использовать разнообразные технологии, видов действий, вариативность использования педагогического материала. Такая работа совершенствует весь педагогический процесс и активизирует воспринимаемость детьми образовательного материала. В целях повышения воспитательно – образовательного эффекта в группах создается благоприятная атмосфера за счет уважительного отношения к личности ребенка и результатам его деятельности, заботы о здоровье и эмоциональном благополучии каждого воспитанника. Воспитание и обучение в детском саду основано на принципах коммуникативно-познавательной деятельности. Оно обогащено современным развивающим содержанием, подкрепленным художественно – речевым, иллюстративным, предметно – образным материалом, музыкальным сопровождением. Так же в детском саду создаются условия для научно – обоснованных, природных, социально – бытовых наблюдений (экскурсии на природу, библиотеку, магазин, больницу и т.д.). освоение сложных понятий и представлений дается через игровую деятельность. Разнообразная тематика обучающих игр позволяет успешно реализовать поставленные цели. Работа педагогов базируется на наглядно – действенном, наглядно – образном и словесно – логическом мышлении детей. Направленность такой работы позволяет объединять знания из различных областей в единое целое, активизировать творческий потенциал ребенка и его эмоциональную сферу. Но тем не менее хотелось бы улучшить условия для творческой двигательной деятельности детей наличием игровой площадки с современным оборудованием для участка; разнообразить игровой материал развивающими играми, игрушками и детской игровой мебелью, приобрести физкультурный современный материал и видеотехнику, так как программа детского сада дидактически обеспечена на 40%. Опираясь в работе на программу М.А.Васильевой, педагоги используют методический материал из журналов «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Дошкольная педагогика», «Методические рекомендации к программе» Руссковой Л.В., пособия к программам «Гармония» и «Детство».
МДОУ Кортузский детский сад кадрами укомплектовано полностью. В штатное расписание включены: руководитель, воспитатели, учебно-вспомогательный персонал. Первую категорию имеет 1 человек. По стажу работы: от 5 – 2 человека, свыше 20 – 2 человека Планово и в системе ведется обучение детей. В детском саду организована работа кружков. Педагоги детского сада сочетают основную работу с кружковой. В ДОУ привлекаются к работе специалисты других учреждений: школы, сельского Дома культуры. В детском саду обеспечиваются профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогов. Воспитатели детского сада в своей работе используют разнообразные технологии образовательного процесса. Самой распространенной является обучающая игра. Игру используют в разных видах деятельности все педагоги. В младшем возрасте она составляет основу занятий в виде дидактических игр, игр – инсценировок, в старшем возрасте идет составной частью для обобщения или систематизирования знаний, для повышения активности усвоения материала. В век техники и научных открытий, становление творческой личности необходимостью стало введение технологии исследования, обширное применение она находит на занятиях математики, по ознакомлению с окружающим миром. Педагоги путем создания проблематичных ситуаций развивают творческую активность детей, вызывая у них стремление к поиску. Приоритетное положение эта технология занимает в различных видах наблюдений в разнообразных сферах окружающего мира, формируя у детей целостный взгляд на окружающую деятельность, вырабатывая навыки безопасного и грамотного поведения в окружающем мире. Невозможно становление полноценной личности без воспитания чувств прекрасного к окружающей среде. Технология художественного освоения и преобразования детьми действительности открывает путь к нежной эмоциональной душе ребенка в прекрасный мир искусства, показывая удивительность и яркость окружающего мира. Она дает возможность ребенку творить и созидать любыми средствами: карандашом, кистью, словом, действием, осваивая различные материалы: пластилин, глину, тесто, ткань, познавая их взаимодействие; упражняясь в творческой двигательной деятельности, лицедействе, вокале. Организуя в детском саду сотворчество, педагоги применяют его на занятиях по ИЗО, конструированию, в игровой деятельности – театрализованной, сюжетно – ролевых играх, играх со строительными материалами. Оно вызывает у детей интерес к созиданию, способствует раскрепощенности в творческих действиях, формирует правильное эстетическое восприятие окружающего мира, развивает творческое отношение к материалам, действиям и их реализации. И «красной нитью» связывает весь комплекс технологий здоровьесберегающая функция, подчиняя режим детского сад всю образовательно–воспитательную работу охране здоровья детей. Взаимодействие её с другими технологиями выражается в проведении гимнастик, динамических пауз, закаливающих мероприятий, соблюдение режимных моментов, активизации творческой двигательной активности детей, что плодотворно сказывается на всей работе детского сада. Педагоги в достаточной мере владеют названными технологиями, систематически применяют их в учебном процессе.
Результатом плодотворной работы являются интересные досуги: педагога Ширяевой О.Л., соавторская деятельность детей и педагога Гудаковой М.Н. в работе с природными материалом и нетрадиционных видах изображения предметов. Все процессы педагогической деятельности тесно взаимосвязаны и направлены на воспитание всесторонне развитой личности ребенка. А успешность этой работы зависит от условий развивающей среды, включающей наличие необходимых учебных пособий, игр, игровых материалов, соответствующего оборудования инвентаря для двигательной активности. Детский сад расположен в помещении, которое имеет центральное водоснабжение и отопление, 3 групповых комнаты, спальню, спортивный зал и остальные хозяйственно – бытовые помещения. Все помещения в детском саду органично совмещены для удобного перемещения детей. Групповые комнаты отвечают эстетическим, гигиеническим и воспитательно – образовательным задачам на 80%. В групповых комнатах имеются игровой, учебный материал, пособия, атрибуты к играм, спортивный и трудовой инвентарь.
Групповая мебель малочисленна и не совсем удобна для расположения всего игрушечного хозяйства. Групповое пространство позволяет создать небольшие игровые зоны, которые дети могут перемещать по своему усмотрению, реализуя свой творческий потенциал. Усилиями детского и педагогического коллективов при помощи родительского сообщества в группах постоянно идёт преобразование предметно – пространственной среды, способствующей развитию эмоционального благополучия каждого ребенка и коллектива в целом. Значительную роль в решении воспитательно - образовательных задач осуществляет предметно – пространственная среда спортивного зала. Оснащение спортивного зала устаревших образцов, не полностью укомплектовано, что не совсем отвечает задачам программе развития творческой двигательной деятельности детей. Световое и эстетическое решение отвечает стандартам. Спортивный зал несет функции и музыкального зала. Для музыкального зала нет никакого технического снабжения, что резко снижает творческую деятельность детей, если не прибегать к помощи школы и родителей. Для полноценной двигательной деятельности детей в природных условиях отсутствует определенное и оснащенное необходимым оборудованием место.
Место пребывания детей на улице не отвечает условиям, обеспечивающим охрану жизни и здоровья детей. И только благодаря усилиям всего коллектива, мастерству педагогов и их бдительности детский сад избегает травматизма детей. В решении этого жизненно важного вопроса надеемся на поддержку государства. Качество дошкольного образования в детском саду – это управляемый процесс, имеющий два подхода к управлению: состояние морально – психологического климата в учреждении и уровень организации всех составляющих педагогического процесса, основа которых заложена в партнерском взаимодействии всех участников педагогического процесса тактичность руководителя учитывающего склонности, возможности подчиненных позволяет добиваться слаженности в работе и коллективе. Принятые решения руководителя выносятся на обсуждение коллег на педагогическом совете и производственных собраниях, которые дают возможность каждому участнику корректировать решаемые вопросы.
Актуальные проблемы детского сада решаются во взаимодействии с родительским комитетом при участии и поддержке сельского орган управления и управления образования. Воспитательно–образовательная работа детского сада фиксируется в циклограмме, перспективных и повседневных планах. Информация о результатах работы отражается в годовом отчете на родительском собрании, в органе управления и контролируется правоохранительными органами. Такой вид управления несет целенаправленность в работе, своевременность обеспечения необходимыми ресурсами и средствами, обеспечивает контроль над совершенствованием воспитательно – образовательного процесса. Здоровые дети – это благополучие общества, нации, государства. Это главная задача общественного, семейного и дошкольного воспитания. Вся деятельность детского сада поставлена на службу этой задачи. Это рациональное полноценное питание, своевременная медицинская диагностика, прививочный режим, связь семьи, детского сад и школы в коррективах эмоциональной нагрузки в образовательном процессе. Сдача всеми работниками санминимума, профилактика инфекционных заболеваний, зрения и костно-двигательного аппарата, осуществление гигиенического режима помещения в соответствии с нормами СЭС под контролем этой службы, соблюдение сезонного режима одежды, индивидуальная маркировка спально-умывальных принадлежностей и оборудования, осуществление комплекса закаливающих мероприятий реализация активной двигательной деятельности детей в течение дня (через подвижные игры, обучение физическим упражнениям, вариативного использования спортивного инвентаря), обучения техники безопасного поведения с игровыми, учебными, спортивными материалами, столовыми приборами, трудовым инвентарем. Для охраны эмоционально – психологического состояния детей используется эстетическое оформление всех помещений, благоприятной освещенности всего здания, использование музыки, театрализованной деятельности, уважительного отношение к воспитанникам и их деятельности, создание доброжелательного микроклимата в каждой группе. Значение режима в жизни ребенка крайне велико, так как оно способствует правильной жизнедеятельности организма, четкому функционированию всех органов и систем, создает благоприятные условия для физического и психологического развития.
Соблюдение режима – необходимая задача коллектива, так как это рациональное распределение во времени и правильная последовательность в поведение сна, бодрствования, в учебных мероприятий, приема пищи, чередования различных видов деятельности детей. Все это в совокупности улучшает динамику посещаемости, снижает количество заболеваний и способствует активному возрастному перемещению детей из группы в группу. При отсутствии психолога и медицинского работника в детском саду наблюдение за состоянием здоровья детей ведется педагогами при консультации местного фельдшера. Информирование о состоянии здоровья, о его профилактических и оздоравливающих мерах ведется через индивидуальные консультации, родительские собрания, познавательный материал в уголке здоровья, педагогами и медицинским работником.
Всесторонне воспитание ребенка, подготовка его к современной жизни – главная социальная задача общества, семьи и дошкольного учреждения. Важнейшим условием этой задачи является согласованность всех участников становление будущего гражданина. Систематическая работа детского сад необходима и важна в решении постановленной задачи. Работа ведется с коллективом родителей и индивидуально. В работе присутствует коллегиальность, взаимоуважение, что создает доверительность и позволяет наметить пути взаимного оказания помощи. Коллектив педагогов и родителей взаимодействует в решении материальных вопросов детского сад, улучшении экологической обстановки, проведения общих праздничных мероприятий, в реализации образовательного процесса на современном уровне, информационном обмене законов и положений и «О материнстве и детстве». Анализ анкетирования, индивидуальных бесед и родительских собраний позволяет сделать вывод о положительной оценке содержания детей и организации учебно-воспитательного процесса в детском саду. Незначительность отрицательных ответов нацеливает коллектив на устранение имеющихся материально – технических причин в недостаточном развитии двигательной среды и регулярного пребывания детей младшего возраста на воздухе. В деле воспитания не должно быть равнодушия с этой позиции детский сад активно ведет работу со всеми сообществами села. К спонсорской помощи привлекаются фермерские хозяйства. Неоднократно благотворительную помощь оказывал Лютенко Е.А.. сельская администрация во взаимодействии с участковым инспектором Биккель И.А. ведет разъяснительную работу с неблагополучными семьями, имеющими детей дошкольного возраста. Школа и библиотека участвуют в организации тематических досугов для дошколят. Активная позиция разных сообществ помогла детскому саду, хоть в малочисленном составе, но выжить в перестроечное время и укрепить свои позиции, а помощь государства дала бы возможность поднять воспитательно – образовательный процесс на современный уровень и реализовать здоровьесберегающую функцию в полном объеме. Коллектив и воспитанники МДОУ Кортузского детского сада принимают активное участие в проведении районных спартакиад, конкурсов. Реализуя программу развития, детский сад следует направлениям образовательной системы Российской Федерации - совершенствовать работу органов образования по всестороннему развитию и воспитанию детей дошкольного возраста, подготовке их к школе, постановке учебно-воспитательного процесса на современную материально техническую базу, чего и добивается детский сад в своей программе. Идя в ногу с современными требованиями к системе образования, коллектив детского сада совершенствует и свой образовательный уровень. Высокий кадровый потенциал является положительным показателем результативной работы дошкольного учреждения.